пятница, 23 октября 2015 г.

EDUPRACTICE: Учебный эффект Хакатона

Страсти-мордасти по поводу участия студентов в Хакатоне всероссийского конкурса "Открытые данные РФ" [http://opendatacontest.ru/region/] улеглись, и я решила записать свои мысли.

Итак, в первую очередь мне хотелось сходить на Хакатон, чтобы посмотреть будет ли от него учебный эффект. И если будет, то какой? Второй моей целью было посмотреть и понять отличается ли хакатон от олимпиады по программированию.

Наблюдала я за двумя командами: ребятами 4 курса бакалавриата и сборной 1-2 курса бакалавриата Программной инженерии, ФКН. Естественно, уровень обученности и зрелости как специалистов разный, но тем интереснее.

Кратко о формате: двое суток на генерацию идеи, обоснование и реализацию прототипа. Обязательное условие: использование открытых наборов данных.

На протяжении двух дней я наблюдала как две команды студентов придумывают идею, разделяют роли в своей команде, пишут код, презентуют софт.

Старшая группа воплощала идею, которую они придумали на неделе, предшествующей хакатону. Проблемы, с которыми они столкнулись в основном были связаны с качеством открытых наборов данных и недоступностью значимой информации. Видео презентации

Младшая группа к моменту моего появления на хакатоне (вечер первого дня) уже отмела идею, с которой явилась, придумала новую, договорилась с представителями YotaPhone о реализации версии приложения для этого устройства. Видео презентации

Я старалась не вмешиваться.
Два раза, когда пришлось отказаться от политики невмешательства были связаны с тем, что я попросила "менторов" не мешать младшей команде работать с идеей. Наверное, это не странно, и взрослым людям кажется вполне логичным пытаться уловить суть и навязывать своё мнение как более правильное, интересное и нужное. Ну да, я попросила не лезть и дать студентам возможность найти адекватные решения самим. Второй случай был связан опять с младшей командой, в которой двое уж слишком заругались. В этой ситуации мне тоже не хотелось лезть, но поскольку времени было мало и нужно было вернуться в конструктивное русло, я попросила ругаться по существу и пытаться выяснить, что к этой ругани приводит. Достаточно быстро пожар утих и ребята перешли к решению проблем.

Старшие студенты были не так активны, как младшие, поэтому меньше общались с организаторами, представителями технических компаний и т.д.

Показательным моментом для всего хакатона было представление проектов. Мне было интересно. Студенческих команд было много, кто-то выступал лучше, кто-то хуже. Наверное, культура презентации программного проекта ещё не достаточно прижилась в России, особенно в вузах.

В действительности, это чудо. Два дня насыщенной программы и, если ты наблюдаешь за командами со стороны, то ощущаешь как изменяются процессы внутри коллектива, как изменяются участники.

Я спрашивала у ребят, имеющих опыт олимпиадного программирования, отличался опыт работы на хакатоне от олимпиадного программирования. Они сказали, что да. Говорили о более широком спектре возникающих проблем, связанных с продуктом, о работе в команде и плохих данных. Задачи оказались очень жизненными и часть из них не решалась ни эффективными алгоритмами, ни качественным кодом.

Мне понравилось, что в студенческих группах к вечеру в воскресенья возникла саморефлексия. Ребята без вмешательства со стороны менторов или моего начали обсуждать что они сделали не так, и как это нужно исправить в следующий раз. Наверное, это главное, что участие не ударило по их самолюбию, а открыло глаза на сильные и слабые стороны.

И да, к слову, обе команды со своими проектами прошли во второй этап конкурса. Ещё одна команда ребят с треьего ПИ выступала самостоятельно и тоже прошла во второй этап.

З.Ы. В этом посте я умышленно удержалась от обсуждения темы "как победить", думаю, что по этому вопросу написано много и квалифицированнее, чем это могу сделать я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий